Гребные лодки
На небольших реках и озерах нет смысла заводить быстроходное судно. Гораздо больше удовольствия можно получить на простой гребной лодке, рассчитанной на движение под веслами со скоростью 5-7 км/ч. Обычно такие лодки имеют заостренную в подводной части корму. Как и на любом водоизмещающем судне, устанавливать на них мощный мотор нет смысла: обводы корпуса все равно не позволят выйти на глиссирование, лодка сядет кормой.
На гребных лодках длиной до 4 м не следует устанавливать мотор мощностью более 3 л. с., а на 5-6-метровых - более 5 л. с. В противном случае плавание может оказаться небезопасным.
Желательно, чтобы борта лодки были сделаны с развалом (корпус уширялся в верхней части); поперечные сечения корпуса - сечения по шпангоутам - должны быть возможно более полными, с плоскими участками v киля, хорошо выраженными скулами. Лодки со слишком округлыми шпангоутами часто оказываются валкими, неустойчивыми.
Шпоновая лодка ШПШ-ЗМ (Березка) - дешевая, легкая и практичная. Корпус, выклеенный на водостойком клее из шпона, не протекает и нуждается лишь в минимальном ежегодном ремонте. Недостатки лодки: низкая остойчивость и малый запас плавучести в случае опрокидывания или заливания волной; при авариях можно рассчитывать только на спасательный нагрудник или круг.
Прогулочные одноместные и двухместные дощатые лодки (фофаны) можно видеть на многих станциях проката. В отличие от шпоновых, их необходимо держать на воде постоянно, иначе обшивка быстро рассохнется и даст течь. Весной корпусу лодки требуется тщательный ремонт для защиты от впитывания влаги.
Пластмассовые лодки Бычок-2 и лодка Пелла хороши тем, что материал их корпуса (стеклопластик) не набухает, не гниет, обладает достаточной прочностью и эластичностью. При хорошем качестве наружного слоя пластика корпус не нуждается в окраске. И наконец, эти лодки имеют запас плавучести, достаточный для того, чтобы затопленная лодка с пассажирами и легким мотором могла оставаться на плаву. Недостаток лодки Пеллы - в ее валкости, т. е. способности крениться даже при небольшом смещении пассажиров к борту.