Режим работы магазина:
ПН - ПТ: с 9:00 до 19:00
СБ - ВС: выходные
перезвоните мне

Эксплуатация надувных лодок

Срок службы надувной лодки во многом зависит от ее владельца, от того, насколько правильно он ее эксплуатирует и хранит, и определяется местом, условиями и интенсивностью эксплуатации.

Прежде всего скажем о том, каков нормальный срок службы надувных лодок. Практика показывает, что максимальный срок службы надувных лодок, как правило, не превышает 16 - 20 лет и определяется в основном сроком старения прорезиненной ткани, хотя в литературе упоминаются примеры довольно активного использования надувных лодок без заплат в течение 22 лет.

На основании многочисленных статистических данных установлено, что срок службы надувных лодок колеблется в довольно широких пределах: до 4 лет эксплуатируется 17% лодок; 5-7 лет-31%; 8-12 лет-40%; свыше 12 лет- 12%. В отдельных случаях надувные лодки выходят из строя в первый же сезон, а иногда даже при самом первом выезде на рыбалку. По данным английской фирмы «Данлоп», 18% всех находящихся в эксплуатации лодок в течение своей жизни подвергались ремонту. Показательно, что 22% из них потребовали ремонта в первые же три месяца после приобретения. В чем здесь причина? Как правило, потребитель объясняет выход новой лодки из строя некачественным ее изготовлением. Конечно, это не исключено, однако чаще всего причина заключается в грубом нарушении малоопытным владельцем оговоренных предприятием-изготовителем требований к эксплуатации. Вот почему первым правилом для каждого владельца должно быть внимательное ознакомление со всеми разделами руководства по эксплуатации.

Остановимся более подробно на факторах, которые действуют на лодку в процессе эксплуатации и влияют на ее долговечность. К ним относятся:

  • солнце;
  • кислород воздуха при наличии внутри лодки избыточного давления;
  • влага.
Каждый из указанных факторов определенным образом воздействует на долговечность оболочки и других деталей, и их надо рассматривать во взаимосвязи.

Анализ случаев преждевременного выхода надувных лодок из строя показывает, что главным из перечисленных факторов является избыточное давление воздуха в камере. Воздух, будучи конструктивным материалом, обеспечивающим (разумеется, совместно с прорезиненной тканью) прочность и почти все положительные качества надувной лодки, вместе с тем при излишне большом, сверх допустимого, давлении вызывает серьезные повреждения оболочки. И опасность представляет не столько само по себе чрезмерное повышение давления при накачивании лодки во время подготовки к спуску на воду, сколько то, что неопытный владелец не учитывает увеличение давления внутри камеры при нагреве. Наполненная рано утром после ночного холода лодка с восходом солнца начинает нагреваться. При повышении температуры воздуха внутри лодки он стремится расшириться, и, поскольку объем камеры практически постоянен, это приводит к опасному повышению давления, а в ряде случаев и к беде - оболочка лопается, лодка теряет плавучесть, а в связи с этим иногда еще и остойчивость. Нужно учитывать, что повышение избыточного давления внутри оболочки может происходить как из-за общего повышения температуры окружающей среды, так и из-за прямого нагрева поверхности лодки лучами солнца. Поверхность оболочки лодок на солнце быстро нагревается (особенно лодок темного цвета: черных, темно-синих, зеленых) и достигает иногда 75 °С.

Увеличение внутреннего избыточного давления при нагреве при проектировании лодок учитывается соответствующим выбором материала и установлением запаса прочности. В принципе запас прочности конструкций всех выпускаемых у нас надувных лодок позволяет им выдерживать практически возможные при повышении температуры перепады давления, если первоначально, до нагрева, давление не превышало нормального, указанного в инструкции значения. Воздействие повышенных температур, атмосферного кислорода и озона, солнечной радиации приводит к старению резинового покрытия оболочки и деталей из резины и к необратимым изменениям качества материала. Влияние солнечной радиации проявляется главным образом в образовании мелкой сетки трещин на поверхности, которые впоследствии также приводят к изменению технических свойств материала. Особенно интенсивно световое старение протекает в цветных резинах, не содержащих сажи.

Опасность представляет попадание влаги внутрь надувных камер лодки, неизбежное при хранении ее в сыром, непроветриваемом помещении или при укладке непросушенной лодки. В большинстве случаев вода внутрь оболочки попадает через клапаны наполнения, например при промывке наружных поверхностей от загрязнений (в ненаполненном состоянии) или во время наполнения камер воздухом, если в соединительном шланге имелась вода.

Кроме того, на внутренней стороне оболочки влага конденсируется из-за разности температур. Вода внутрь лодки может попадать во время эксплуатации даже через малозаметные повреждения оболочки.

Поскольку для изготовления надувных лодок чаще всего используют прорезиненные ткани на основе хлопчатобумажного текстиля, попадание влаги внутрь камер, имеющих нарушение внутреннего резинового покрытия, вызывает загнивание текстильной основы, что приводи! к снижению прочностных свойств материала оболочки, внутренних заделочных лент, перегородок и к отслоению резинового покрытия. Эти очень опасные изменения свойств важных деталей лодки практически обнаружить невозможно, а действие их может проявиться в любой момент, например в аварийной ситуации (так, при повреждении одного из отсеков могут выйти из строя перегородки).

На моторных лодках под действием воды происходят коррозия металлических деталей, а также набухание деревянных деталей, коробление и расслоение фанеры. Со временем и особенно при нарушении нормальных правил эксплуатации лодки качество покрытий нарушается, а вода почти всегда имеется в лодке из-за забрызгивания при ходе под мотором, на волнении, в дождь, при рыбной ловле.

Для лодок, эксплуатирующихся на юге нашей страны, к влиянию перечисленных выше факторов на долговечность надувных лодок добавляется действие соли. Ее концентрация в водоемах достигает 20%. Попадая на лодку, соленая вода, концентрация соли в которой увеличивается при испарении под действием солнца, выступает в роли химически агрессивной среды по отношению к материалам лодки.

 

Комментарии
Пока нет комментариев
Написать отзыв
20 + ? = 24