Морские и судостроительные термины
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫХ МОРСКИХ И СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
а
Ахтерштевень - конструктивное оформление кормовой оконечности судна.
Ахтерштаг - трос стоячего такелажа, раскрепляющий мачту в продольном направлении с кормы.
б
Баллер руля - вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля, а в верхней - с румпелем.
Банка - сиденье прогулочного судна без спинки, предназначенное для размещения гребцов и пассажиров.
Бакштаг - курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость (ДП) составляет с линией ветра угол более 90 и менее 180°.
Бейдевинд - курс парусного судна, когда угол между ДП и направлением ветра, который дует с носа, менее 90°.
Бушприт - горизонтальный или наклонный брус, выступающий с носа парусного судна и служащий для вынесения вперед носовых парусов с целью улучшения поворотливости судна.
Багор-весло - отпорный крюк, объединяющий на одном древке наконечник багра и лопасть весла.
Бимс - поперечная подпалубная связь.
Буртик - продольная обносная рейка с наружной стороны бортов, выполняющая роль наружного привального бруса.
в
Ванты - растяжки, прикрепленные к верхнему концу мачты (топу) и поддерживающие ее по сторонам.
Ватерлиния (ВЛ) - теоретическая кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, параллельной уровню воды.
Веретено - стержень весла.
Валёк - утолщение в веретене для уравновешивания весла.
Весло-гребок - однолопастное весло с укороченным веретеном, предназначенное для гребли без применения уключин.
Виндсерфинг - спортивный снаряд для плавания под парусом, состоящий из плоского поплавка (доски) с шарнирно крепящейся к нему мачтой (парусная доска).
г
Галфвинд - курс парусного судна, при котором его ДП составляет с направлением ветра прямой угол.
Галс - положение ДП судна относительно направления ветра, применительно к парусному судну.
Гик - горизонтальный реек, прикрепленный шарнирно одним концом к мачте, по которому растягивается нижняя кромка паруса.
Глиссирование - вид движения быстроходных судов при высоких скоростях, напоминающий скольжение по воде, при этом только небольшой участок днища судна соприкасается с водой.
Главные размещения - длина, ширина, высота борта и осадка судна, измеренные по наружной поверхности судна.
Габаритные размерения - габаритные размеры судна с учетом постоянно выступающих частей.
Грот - парус на грот-мачте судов с косым вооружением и нижний парус на такой же мачте у судов с прямым вооружением.
д
Дека - перекрытие между надувными бортами, закрывающее часть кокпита надувной байдарки.
Дрейф - перемещение судна под влиянием ветра или течения.
Дректов - канат, которым якорь крепится к судну.
Диаметральная плоскость (ДП) - вертикальная продольная плоскость симметрии, разделяющая корпус на правую и левую половины.
к
Килеватость - форма днища лодки в виде двугранного угла.
Киль - продольный элемент корпуса судна, идущий в ДП и расположенный под днищем.
Кильсон - днищевая продольная внутренняя связь, расположенная над днищем.
Кокпит - внутреннее пространство лодки между бортами для размещения людей.
Карлингс - продольная подпалубная связь.
Комингс - конструкция в виде буртика, окаймляющая кокпит от захлестывания водой.
Кранец - приспособление, служащее для предохранения корпуса судна от ударов и трения во время швартовки и стоянки у причала.
л
Леер - натянутая веревка, отрезки которой закреплены на бортах и служат для удобства удержания лодки людьми, находящимися в воде.
Левентик - положение парусного судна носом прямо или почти прямо против ветра, когда его паруса полощут, но не наполняются ветром.
Люверс - круглое отверстие, расположенное вдоль шкаторин парусов, тентов, рантовых швов корпуса лодки, сидений, отделанное металлическими кольцами. Люверсы служат для пришнуровывания парусов к реям, мачтам, тентов и т. п.
м
Мачта - вертикальная или наклонная часть рангоута судна с приспособлениями для крепления парусов, стоячего такелажа и блоков.
Мидель - слово, обозначающее «средний», например, мидель-шпангоут - средний по длине судна шпангоут. Под словом мидель иногда понимают наибольшую ширину судна.
Мидель-шпангоут (мидель-плоскость) - вертикальная поперечная плоскость, проходящая посередине длины судна, на базе которой построен теоретический чертеж.
Миля (морская) - длина 1 мин. дуги земного меридиана, является переменной величиной, зависящей от широты места. В СССР морская миля установлена длиной 1852 м.
Метацентрическая высота (МВ) - возвышение метацентра над центром тяжести. МВ рассматривается в судостроении как мера остойчивости судна.
Метацентрический радиус - радиус кривизны траектории, по которой перемещается центр величины (ЦВ) (центр тяжести воды, вытесненной корпусом судна) при крене.
Мореходность - свойства судна, определяющие его поведение на волнении - управляемость, устойчивость на курсе, гидродинамические удары, качка, заливаемость.
Мореходные качества - плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость.
о
Оверкиль - положение лодки днищем кверху после неудачного поворота или другого маневра.
Остойчивость - способность судна противостоять действию внешних сил, стремящихся наклонить его в поперечном и продольном направлениях и возвращаться в начальное положение после прекращения их действия.
Основная плоскость судна (ОП) - горизонтальная плоскость, проходящая через самую нижнюю точку наружной поверхности судна.
п
Поел (пайол, елань) - съемный днищевый настил прогулочною судна.
Перо руля - действующая плоская часть руля.
Привальный пояс (брус) - брус, идущий с внутренней стороны обшивки шлюпки на уровне или немного выше ватерлинии.
Плавучесть - способность судна держаться на плаву, имея заданную осадку при определенной нагрузке.
Подуключена - приспособление, представляющее собой гнездо для установки уключины.
Пиллерс - вертикальная подпалубная связь, служит опорой для бимса или другой горизонтальной связи корпуса.
р
Рангоут - элемент парусного вооружения, включающий в себя мачты, гик, реек с приспособлениями для крепления парусов, стоячего такелажа и блоков.
Редан - продольный, поперечный или стреловидный уступ на днище корпуса судна, способствующий уменьшению сопротивления воды в режиме глиссирования при высоких скоростях.
Рей - брус, прикрепленный к мачте или стеньге и служащий для привязывания к нему прямых парусов.
Румпель - одноплечий или двуплечий рычаг, с помощью которого осуществляется перекладка руля.
Руль - приспособление, служащее для изменения направления движения судна.
Рундук - ящик под сиденьем, используемый для хранения багажа.
Рым - металлическое кольцо (круглое, эллипсовидное и др.), соединенное с корпусом судна.
с
Слань - съемный днищевый настил прогулочного судна.
Спонсон - бортовая часть корпуса судна в виде уступа, предназначенного для улучшения гидродинамического качества и поперечной остойчивости судна.
Стаксель - первый от мачты передний треугольный парус, а также косой парус между мачтами.
Стаксель-фал - снасть бегущего такелажа, служащая для постановки стакселя.
Стеньга - часть рангоута, служащая продолжением мачты и идущая вверх от нее.
Стрингер - внутренняя бортовая продольная связь для крепления обшивки.
Степс - гнездо, в которое мачта устанавливается своим нижним концом (шпором).
Стропка - тонкая сплетенная снасть.
Спасательный линь - плавучий канат для подачи спасаемому.
Страховочный трос - трос, соединяющий подвесной мотор с корпусом судна и предназначенный для удержания подвесного мотора при его падении за борт.
т
Такелаж - все снасти на шлюпке, служащие для крепления рангоута и для управления парусами, для уборки и постановки парусов, подъема тяжестей, для поддержания и укрепления рангоута.
Такелаж бегущий - подвижные снасти парусного вооружения.
Такелаж стоячий - тросы, которыми раскрепляется рангоут.
Траверса - поперечина, к которой крепятся какие-либо детали сооружения.
Траверз - направление, перпендикулярное к продольной оси судна. По названию борта различают правый и левый траверз.
Транец (транцевая доска) - плоская кормовая оконечность корпуса судна.
Транцевая накладка - пластина, предназначенная для предохранения транца судна от повреждения струбцинами мотора.
Топ - верхушка мачты.
у
Уишбон - гик в виде двух дуг, охватывающих парус.
Уключина - приспособление, предназначенное для шарнирного соединения весла с бортом судна и воспринятия упора весла при гребле.
Узел - единица скорости, равная одной морской миле в час (1,853 км/ч).
Утка - двурогая планка на палубе для временного крепления различных снастей.
ф
Фал - снасть бегущего такелажа для подъема парусов или реек.
Фалинь - трос, привязанный в носу или на корме лодки, служит для швартовки или буксировки.
Фальшборт - легкая конструкция, расположенная над бортом для увеличения высоты надводного борта и служащая для защиты от бортовой волны.
Фальшкиль - продольный брус, крепящийся снаружи корпуса к килю судна для предохранения киля от повреждений о грунт.
Фордевинд - курс яхты относительно ветра, когда он дует в корму; попутный ветер.
Форштевень - наклонный или криволинейный брус, образующий носовую оконечность судна.
ц
Циркуляция - криволинейная траектория, которую описывает центр тяжести судна при отклонении пера руля. Диаметр циркуляции - расстояние между двумя противоположными точками окружности, описываемой центром тяжести (ЦТ) судна при полном повороте его на 360°.
ш
Шверт - устройство в виде плавника, убирающееся в корпус судна на мелкой воде и служащее в опущенном положении средством против дрейфа судна.
Швертовый колодец - устройство, в котором размещается шверт.
Шверцы - шверты, навешиваемые с бортов для противодействия дрейфу.
Шкаторина - край паруса, обшитый специальным образом.
Шкот - часть бегущего такелажа, служащая для растягивания парусов и управления ими; принимает название того паруса, к которому она прикрепляется: гика-шкот, грота-шкот, стаксель-шкот.
Шкотовый угол - нижний задний угол паруса.
Шпангоут - поперечные бортовые связи корпуса.
Шпация - расстояние между двумя шпангоутами.
Шпринтов (шпринт) - реек, распирающий четырехугольный парус по диагонали.
Шпигат - отверстие, расположенное в нижней точке днища или транца для удаления воды за борт. Отверстие закрывается пробкой или снабжается невозвратным или возвратным клапаном.
Штаг - трос, идущий от верхней части мачты или стеньги к носу судна.
Штуртрос - гибкий трос, передающий усилия от органа управления на румпель.
ч
Черпак - ручное приспособление, представляющее собой емкость, предназначенную для удаления воды из корпуса судна.