Ремонт надувних сапбордів, байдарок, пакрафтів та човнів у Дніпрі Докладніше...
Режим роботи магазину:
ПН - ПТ: с 9:00 до 19:00
СБ - ВС: вихідні
0 Кошик 0 грн
КАТАЛОГ

Моторная лодка Обь, Обь-М, Обь-3

Прототипом для создания лодки Обь послужила пластмассовая мотолодка ПК-5, про-ект которой был опубликован в сборнике «Катера и яхты», № 2, 1964 г. Благодаря отлич-ным ходовым качествам и мореходности «Обь» быстро завоевала популярность среди лю-бителей водномоторного спорта и туризма в нашей стране. Она широко используется для дальних спортивных плаваний, соревнований, в качестве прогулочной и рыболовной лодки. Она отличается неприхотливостью в эксплуатации и сравнительно небольшой массой, облегчающей ее хранение на берегу.

Основные данные:

Обь

Обь-М

Обь-3

Длина наибольшая, м 

4.20

4.24

4.30

Ширина наибольшая, м 

1.45

1.52

1.56

Высота борта на миделе, м  

0.55

0.61

0.67

Угол килеватости днища на транце           

--

Масса с оборудованием и снабжением, кг  

140

170

185

Грузоподъемность, кг  

400

400

400

Пассажировместимость, чел.  

4

4

4

Допустимая мощность ПМ, л.с.    

25

30

30

Скорость под мотором:   

Вихрь (20 л.с.)

Вихрь-М (25 л.с.)

Вихрь-30

с полной нагрузкой, км/ч  

34

31~32

40

максимальная, км/ч 

40

34~36

--


Моторная лодка Обь
Рис. 1. Моторная лодка Обь.
Обь имеет остроскулый плиссирующий корпус с днищем «закрученного» типа с суже-нием кормы у транца и высоко поднятой скулой в носу (рис. 1). Важными элементами, повышающими остойчивость и мореходность лодки, являются бортовые наделки-Були длиной по 2,5 м. Вместе с носовым герметичным отсеком они обеспечивают непотопляемость лодки. Общий объем Булей - 65 л, носового отсека - 200 л.

Корпус моторной лодки Обь

Рис. 2. Теоретический корпус мотолодки "Обь".
 

   В кокпите размером 2,1х1,15 м расположены два двухместных мягких сиденья. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Для осмотра герметичного форпика в палубе преду-смотрен лючок с герметичной крышкой, закрепляемой на винтах. Кокпит спереди защи-щен гнутым ветровым стеклом. У транца оборудована ниша (под мотором).
   Корпус лодки клепаной конструкции изготовлен из листов дюралюминия Д16 толщиной 1,5~2 мм, герметичность швов обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты.
Лодка поставлялась в торговую сеть без тента и с минимальным снабжением. В производ-ство этой модели было прекращено в связи с переходом на выпуск мотолодки Обь-М.

Мотолодка Обь-М
   Дюралюминиевая мотолодка Обь-М выпускалась с 1975 г. вместо мотолодки Обь. При разработке обводов были использованы результаты модельных испытаний этой лод-ки, проведенных в бассейне ЦАГИ. Увеличена килеватость днища в носовой части, благодаря чему снизились ударные нагрузки при ходе на волнении (рис. 4). На «Оби-М» разрешается выходить при волнении до 3 баллов с удалением от берега на 3 км. Развитая вторая скула, заменившая наклонные були, обеспечила увеличение общей площади глиссирующих поверхностей, что в конечном итоге повлияло на улучшение стартовых характери-стик лодки. При увеличении нагрузки вплоть до полной скорость лодки снижается незначительно - всего на 3-4 км/ч. Кроме того, появление второй скулы и значительное увеличение ширины палубы в кормовой части корпуса существенно повысило безопасность плавания.
Изготовитель и проектант - Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова.

 

Моторная лодка ОбьМ
Рис. 3. Моторная лодка Обь-М.
 
Корпус
Корпус мотолодки клепаной конструкции изготавливается из дюралюминиевых сплавов Д16 и Д1. Система набора - смешанная. Обшивка и транец штампуются из листов толщиной 2 мм. В соединениях используется уплотнительная тиоколовая лента и замазка. Корпус собирается из двух секций: нижней и верхней (палубы); стык по всему периметру окаймляется прессованным профилем, который служит привальным брусом.

 

 

Корпус моторной лодки Обь-М

 

Рис. 4. Теоретический корпус мотолодки Обь-М.
 

Под мотором Вихрь- М скорость с одним водителем составляет 34-36 км/ч, а с полной нагрузкой 31-32 км/ч.
Непотопляемость
Непотопляемость моторной лодки обеспечивается пенопластовыми блоками, уложенными вдоль бортов и в нижней части форпика.
Достоинства
Пространство под носовой палубой использовано под багажный отсек с герметически за-крывающимся люком в палубе. Дополнительный багажный отсек выгорожен в корме. Он рассчитан на размещение штатного бачка и четырех 10-литровых канистр. Для доступа в этот отсек сделаны два расположенных по бокам от подмоторной ниши лючка, закрывающихся крышками.

Пассажиры размещаются на четырех мягких сиденьях, которые можно легко снять с лод-ки или разложить в спальные места. Расположение сидений можно регулировать, сдвигая их как по длине, так и по ширине лодки.

Лодка оборудована ветровым стеклом, съемным тентом и дистанционным управлением подвесным мотором, деревянными сланями. Боковины тента откидные; в скатанном по-ложении они закрепляются лямками. В снабжение входят весла, спасательный линь, ремонтная аптечка.
Опыт эксплуатации в морских условиях
    По сравнению со старой "Обью", в новой лодке Обь-М удобнее размещать тури-стское снаряжение, однако при первых же выходах в море выясняется, что Обь-М зары-вается в попутную волну. Рассматривая теоретические чертежи обеих лодок, трудно по-нять, чем же вызваны такие изменения в мореходности. Однако факт остаётся фактом: Обь-М получилась гораздо менее мореходной, чем старая Обь. Неоднократно, совер-шая путешествия, убеждаешься, что старая Обь легко всходит на волну, в то время как Обь-М уже принимает воду на палубу. На тихой воде ходовые качества "Оби-М" под Вихрём-30 соответствуют ходовым качествам Оби под 25-сильным Вихрем-М, на волнении же водитель Оби-М отставал, так как не мог выдерживать курс и был вынуж-ден постоянно работать "баранкой", чтобы не зарыться в волну. К Оби-М даже вынуждены крепить к носу лодки специально сделанный лопатообразный фальшборт, но и он помогал слабо.
Опыт других водномоторников также показывает, что Обь-М - неудачная лодка. К тому же при длительной эксплуатации выяснилось, что планширь и продольный набор Оби-М из дюралевого уголка оказались подверженными сильной коррозии (старая Обь практически не коррозировала). Заводу следовало бы оставить неизменными обводы старой Оби и обновить внутреннюю планировку, сделать более удобными сиденья и рундуки, заменить воздушные отсеки плавучести пенопластом, и т.д. Неудача заставила про-ектировать новую лодку. Так родилась Обь-3.


Мотолодка Обь-3



Общее устройство мотолодки Обь-3
Приступая к разработке конструкции мотолодки Обь-3, которая должна заменить модели Обь и Обь-М, конструкторы Новосибирского авиазавода имени В. П. Чкалова стремились максимально учесть пожелания и предложения владельцев этих моделей лодок.

 

Моторная лодка Обь-3
Рис. 5. Моторная лодка Обь-3.
 

    Новая модель имеет тримаранные обводы днища в носовой части, переходящие в корме в обводы типа "крыло чайки". Во время движения в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами, увеличивая подъемную силу, а при глиссировании при помощи тех же спонсонов в туннелях создается воздушная подушка, которая уменьшает смачиваемую поверхность днища. За счет отгиба скулы при максимальных скоростях снижается волнообразование, увеличивается динамическая остойчивость лодки. Два продольных редана повышают гидродинамическое качество и придают днищу дополнительную жесткость. Носовые шпангоуты имеют значительную килеватость, что обеспечивает мягкость хода и хорошую всхожесть на волну. Все эти особенности обводов улучшают гидродинамиче-ские характеристики «Оби-3» по сравнению с Обью-М.

Теоретический корпус мотолодки Обь-3.
Корпус и весь внутренний набор (шпангоуты, стрингеры) изготовлены из высокопроч-ных алюминиевых сплавов Д16 и Д1. Детали соединены заклепками с прокладкой герметизирующего материала. Изнутри борта кокпита и подмоторного отсека зашиты легкосъемными алюминиевыми панелями.

 

Корпус мотолодки Обь-3
Рис. 6.Теоретический корпус мотолодки Обь-3.
 
 
    В кокпите мотолодки установлены четыре удобных кресла с мягкими съемными подуш-ками. При необходимости кресла легко раскладываются в спальные места. Мотолодка оборудована однорычажным ДУ газом и реверсом двигателя, а также рулевым ДУ. От встречного ветра и брызг экипаж предохраняет ветровое стекло, установленное на палубе. По верхнему краю стекла сделана жесткая трубчатая окантовка, которая переходит в удобные леера-поручни по бортам. Обь-3 оборудована быстросъемным тентом, который надежно защищает пассажиров от непогоды. Каркас тента изготовлен из тонкостенных металлических труб.
    В носовой части расположено багажное отделение с откидывающейся крышкой люка. Для размещения штатного бачка и запасных емкостей с топливом в кормовой части лодки предусмотрен подмоторный отсек с люками. На днище между креслами уложен деревянный пайол шириной 380 мм. Для обеспечения непотопляемости по бортам и днищу установлены блоки плавучести. Для удобства швартовки судна на палубе предусмотрены две утки. Для транспортировки имеются три подъемных рыма - один носовой и два кормовых (на транце). Мотолодка укомплектована ходовыми огнями, черпаком, спасательным линем, швартовным концом, веслами, ремонтной аптечкой.
    Ходовые испытания новой модели с подвесным мотором Вихрь-30 и штатным гребным винтом проводились на Обском водохранилище и реке Обь. С полной нагрузкой скорость составила 40 км/ч. Лодка имеет достаточную статическую и динамическую устойчивость - на полном ходу при самой резкой перекладке руля перевернуть судно практически невозможно. Мореходные испытания проводились при максимально допустимой вол-не. При движении под любыми курсовыми углами к бегу волн кокпит не забрызгивается.
    Обь-3, безусловно, мореходнее Оби-М и обладает лучшими скоростными характеристиками. Однако по габаритам и весу она уже приближается к лодкам типа Казанка-5 и Прогресс. Таким образом, такие положительные качества, заложенные в первоначальную концепцию старой Оби, как малый вес, простота оборудования, неприхотливость в эксплуатации, возможность применять лёгкие экономичные моторы, оказались утраченными.

 

 

Коментарі
Поки немає коментарів
Написати вiдгук
30 + ? = 37