Моторные лодки Прогресс 2, Прогресс 4
Почетное место среди "ветеранов" нашего маломерного флота по праву принадлежит лодкам семейства Прогресс. К настоящему времени накоплен довольно обширный материал и реа-лизовано множество интересных идей по усовершенствованию Прогрессов.
Основные данные: | Прогресс-2 | Прогресс-4 |
Длина наибольшая, м | 4,65 | 4.69 |
Ширина наибольшая, м | 1,70 | 1.72 |
Высота борта, на миделе, м | 0,65 | 0.69 |
Масса мотолодки с оборудованием и снабжением, кг | 223 | 220~283 |
Грузоподъемность, кг | 500 | 475 |
Пассажировместимость, чел. | 5 | 5 |
Угол килеватости днища на транце | 7° | 7° |
Допустимая мощность ПМ, л. с. (кВт) | 30 (22) | 30~50 |
Технический проект мотолодки Прогресс-2 разработан в 1966 г. Зимаковым Л.П. Отличается от последней модели - Прогресса-4 - меньшей килеватостью днища, более низкой скулой у форштевня , меньшей на 25 см длиной кокпита, гнутым стеклом «панорамного» типа, а также некоторыми деталями оборудования.
Ходовые качества и характер использования лодки в основном такие же, что и модели Прогресс-4. Дистанционное управление мотором, тент, мягкие подушки для сидений, колеса со стойками и водилом, поставлялись за отдельную плату в зависимости от варианта комплектации.
1 - водило для буксировки лодки за автомобилем;
2 -горловина для ос-мотра отсека непотопляемости;
3 - люк в носовой багажник; 4 - утка-подуключина;
5 - сиденье-рундук; 6 - колеса; 7 - съемный столик;
8 - складной тент; 9 - моторный отсек.
Корпус - клепаной конструкции из дюралюминия; толщина обшивки днища - 2 мм, бортов и палубы - 1.5 мм. Масса корпуса - 180 кг. Непотопляемость обеспечена герметичными отсеками, расположенными в носу и корме. В форпике предусмотрено размещение багажа. При гребле на веслах гребец размещается на откинутой в нос крышке багажника, спустив в него ноги. Благодаря этому, по замыслу конструкторов, достигается устойчивость лодки на курсе и удобство гребли.
У транца предусмотрен моторный отсек, в котором на ходу хранятся топливные баки, а на стоянке может быть уложен мотор. Сверху отсек закрывается дюралевой крышкой, которая может быть заперта на замок.
В кокпите размерами 1.3х2.15 м размещаются сиденья, обшитые сосновыми рейками. Спинки переднего сиденья съемные и используются при оборудовании кокпита под ночлег в качестве подголовников. По всей длине кокпита под палубой расположены две полки для хранения мелких вещей.
К числу недостатков лодки относятся забрызгиваемость при плавании в свежую погоду, отсутствие самоотливной подмоторной ниши, низкое качество ткани тента. Эксплуатация лодки допускается при удалении от берега до 3 км и высоте волны до 0,75 м.
Мотолодка Прогресс-4.
Корпус лодки клепаной конструкции из дюралюминиевых сплавов, с остро-скулыми глиссирующими обводами. В носовой запалубленной части оборудован багажный отсек с люком на верхней палубе. В кормовой части находится моторный отсек, в котором свободно размещаются два стандартных 20 - литровых бака для горючего, инструмент и запасные части. Сверху отсек закрыт самоотливным рецессом. В транце установлен клапан слива воды с дистанционным управлением из кокпита.
Лодка оборудована съемными креслами с мягкими подушками, складным тентом, ветровым стеклом со стеклоочистителем, рулевым устройством и дистанционным управлением газом и реверсом ПМ типа Вихрь, ходовыми огнями. Предусмотрена также поставка в торговую сеть стоек с колесами и водила, с помощью которых лодку можно буксировать за легковой автомашиной. Стойки колес снабжены пластинчатыми пружинными амортизаторами.
Выпускается также вариант мотолодки Прогресс-4Л с жесткой рубкой из легкого сплава, которая при желании может быть смонтирована самостоятельно (для лодок моделей Прогресс и Прогресс-2 прежних выпусков рубка не подходит по размерам кокпита). Размеры рубки в плане - 1,8х 1,3 м; масса - около 30 кг. В ее крыше предусмотрен открывающийся люк для водителя.
Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта, которые размещены по бортам в корме и под палубой в носу. Полностью залитая водой лодка находится в положении на ровный киль; запаса плавучести достаточно для поддержания около нее 5-6 чел. На транце может быть навешен как один ПМ, так и два, однако во втором случае требуется смонтировать дополнительно второй комплект дистанционного управления газом и реверсом и штангу, соединяющую оба мотора для осуществления их синхронного поворота.
Лодка достаточно мореходна - на ней можно выходить в прибрежные зоны морей и водохранилищ при высоте волны до 0,75 м с удалением от берега до 3000 м. Правда, при плавании на волнении Прогресс-4 забрызгивается, перегрузки на днище заставляют снижать скорость. Благодаря большой грузоподъемности и внутренним объемам Прогресс-4 пригоден для дальних туристских путешествий с экипажем в 2-3 чел. или для непродолжительных семейных плаваний с экипажем 3-4 чел.
Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцу лодки - повышение её экономичности и скорости за счет применения «грузовых» гребных винтов, установки двух моторов или подводных крыльев.
Скорость Прогресса-4 с полной нагрузкой (5 чел.) с мотором Вихрь-М; составляет 22 км/ч со штатным гребным винтом D = 240, Н = 300 мм. Максимальная скорость с этим мотором - 37 км/ч. Соответствующие цифры при установке Вихря-30 - 32 км/ч и 40 км/ч.
В качестве грузового для мотора «Вихрь-М» можно рекомендовать винт с шагом и диаметром по 240 мм, под которым скорость с полной нагрузкой повышается до 32-34 км/ч. Для мотора Вихрь-30 оптимален грузовой винт диаметром 240 и шагом 282 мм; скорость с полной нагрузкой повышается до 39,5 км/ч.
С двумя 25-сильными ПМ максимальная скорость Прогресса составляет 52 км/ч.
Опыт эксплуатации в морских условиях
Достоинства Прогрессов
Основное достоинство Прогрессов, позволившее сразу после начала выпуска в конце 60-х годов завоевать популярность - большая вместимость по сравнению со старой Казанкой, да и большинством массовых лодок, выпускаемых позже. Недаром Прогресс прозвали "семейной" лодкой. Благодаря большой ширине корпуса и полноте носовых обводов Прогрессы не опрокидывались на волнении, несмотря на то, что имели "закрученные" обводы. Прогресс-4, имевший более высоко поднятую скулу, большую килеватость днища в носовой части и самоотливной подмоторный рецесс, обладал уже неплохой мореходностью.
Недостатки Прогрессов
До 1975г. Прогрессы выпускались со скуловой накладкой на стык листов днища и бортов из нержавеющей стали. Это приводило к тому, что развивался процесс электрохимической коррозии и корпус быстро приходил в негодность в морской воде. Более того, были жалобы людей, эксплуатировавших Прогрессы в пресной воде, на коррозию корпуса в районе скуловых накладок. C 1975г. на Прогрессы устанавливается алюминиевая скуловая накладка, в связи с чем проблема коррозии отпала.
Первые Прогрессы и Прогрессы-2 не имели самоотливной подмоторной ниши-рецесса, при ходе по крутой попутной волне в кормовой отсек попадала вода, что постепенно приводило к затоплению кокпита водой. Из-за низкой скулы Прогрессы и Прогрессы-2 зарываются в попутную волну, теряя ход, что приводит к ещё большему захлёстыванию водой через транец. Всё это не позволяет считать эти ранние модификации Прогрессов пригодными для открытых водоёмов. С середины 70-х годов в производство пошла модель Прогресс-2М, у которой уже был самоотливной рецесс, однако транец по-прежнему был рассчитан на один мотор. Прогресс-3М, модель 80-х годов, отличается от Прогресса-2М наличием релинга на носовой палубе и некоторыми незначительными деталями оборудования.
Более мореходный Прогресс-4 поначалу имел транец, рассчитанный на 2 мотора ... но суммарной мощностью не более 30 л.с. Если учесть, что 15 - сильные моторы в нашей стране серийно не выпускались вообще (опытная партия Ветерков-15 не в счёт), любители ставили по два Вихря, в результате чего транец быстро приходил в негодность. Затем заводом были внесены изменения в конструкцию, направленные на усиление набора и транца, как следствие допустимая мощность была поднята сначала до 40 л.с., а затем и до 50 л.с.