Моторная лодка МКМ
Основные данные: | МКМ |
Длина наибольшая, м | 4.10 |
Ширина наибольшая, м | 1.52 |
Высота борта на миделе, м | 0.57 |
Угол килеватости днища на транце | 2° |
Масса с оборудованием и снабжением, кг | 150 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. | 25 |
Скорость под мотором: | 25 л.с. |
с полной нагрузкой, км/ч | 32 |
Выпуск дюралевой мотолодки МКМ, спроектированной Ярославским судостроительным заводом, был начат в 1968 г. на нескольких судостроительных заводах. Благодаря более высокой остойчивости, прочности корпуса и высоте надводного борта эта лодка должна была заменить мотолодку типа Казанка, оказавшуюся недостаточно безопасной при установке подвесных моторов мощностью свыше 12 л.с. В то же время конструкция корпуса и оборудование лодки были выполнены аналогичными Казанке - единственному в то время эталону промышленной мотолодки из легких сплавов, выпускаемой в СССР. Прототипом для теоретического чертежа послужила мотолодка МК-29, имеющая плоско-килеватые обводы днища с малой килеватостью и небольшим завалом бортов внутрь у транца.
Эксплуатация лодки допускается при высоте волны до 0,25 м и удалении от берега до 1000 м. При плавании на волнении лодка сильно забрызгивается вследствие малой килеватости днища, низкого расположения скулы в носовой части и отсутствия скуловых брызгоотбойников. Из-за имеющегося отгиба днища вниз у транца МКМ зарывается в волну и имеет тенденцию к опрокидыванию через скулу. Для устранения этих недостатков консультантами журнала Катера и Яхты была рекомендована установка скуловых брызгоотбойников и поперечного редана. Завод предпринимал попытки организовать выпуск рубок для мотолодкм МКМ, однако дальше опытных образцов дело не пошло.
Лодка МКМ может быть рекомендована для выхода на рыбалку с моторами типа Москва и Ветерок и для прогулок с более мощными моторами.
В целом МКМ получилась неудачной. Её мореходные качества и безопасность эксплуатации ничуть не лучше, чем у Казанки. Кроме того, МКМ не обладает никакой "изюминкой", т.е. какими-то положительными качествами, позволявшими бы в определённых условиях эксплуатации отдать предпочтение МКМ перед другими лодками.