Моторная лодка Казанка-5М4
Основные данные: | |
Производитель | ОАО Казанское авиационное производственное объединение имени С.П.Горбунова |
Длина наибольшая, м | 4,60 |
Ширина наибольшая, м | 1,65 |
Высота борта на миделе, м | 0,78 |
Угол килеватости днища на транце | 8.5° |
Масса с оборудованием и снаряжением, кг | 190 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел | 5 |
Допустимая мощность мотора, л.с. | 60 |
Материал корпуса | Дюралюминий |
Сборка корпуса | Клепка |
Мореходность (высота волны, м) | 0,75 |
Казанка... как много значит это слово для многих владельцев данной мотолодки. Даже для посторонних ни разу не ездивших на ней, это слово стало нарицательным. Мотолодка Казанка выпускается и по сей день. Производит ее ОАО Казанское авиационное про-изводственное объединение имени С.П.Горбунова, ранее бывшее государственным предприятием. За все годы производства было выпущено около десятка различных моди-фикаций данной мотолодки.
Сегодня выпускается 2 модели - это Мотолодка Казанка 5М4, которая по большей сте-пени уже относится к категории катеров, куда она и внесена на нашем сайте и мотолодка Казанка-6М.Плоскодонная дюралевая глиссирующая Казанка долгое время была единственной мотолодкой, выпускаемой массовой серией в торговую сеть. С 1955 по 1978 г., когда все мо-дификации этой лодки (включая Казанку-М и Южанку) были сняты с производства, было выпущено более 200 тыс. единиц.

Существенными недостатками «Казанки», послужившими причиной для снятия с производства, являются низкая остойчивость, неправильное распределение отсеков, обес-печивающих непотопляемость, сильные перегрузки, возникающие на плоском днище при использовании подвесных моторов мощностью до 10 кВт. Эти недостатки стали особенно ощутимыми при широком распространении Вихрей мощностью 15-18 кВт, под которыми лодки опрокидывались, корпуса их теряли герметичность.
Примененный на Казанке Модный завал бортов внутрь лодки приводил к умень-шению ширины ватерлинии при нарастании крена. Поэтому, на резких поворотах, Казанка нередко переворачивалась.
Кроме того, Казанка не имеет подмоторной ниши, вследствие чего нередки случаи заливания водой через корму. К началу 80-годов, почти повсеместно инспекцией по мало-мерному флоту эксплуатация мотолодки типа Казанка была запрещена. На смену Казанки были выпущены Казанка-М, Южанка и Казанка-МД.
Усовершенствования, выполняемые владельцами мотолодки, в основном касаются повы-шения ее мореходных качеств (установка наделок-Булей или фальшборта в кормовой час-ти) и комфортабельности (устройство полурубок, улучшение оборудования).
Существует много конструкций Казанок с водометными стационарными установками, на подводных крыльях, амфибий.
Толщина обшивки днища - 1,5-1,8 мм; бортов и палубы - 1 мм. Водонепроницаемая фор-пиковая переборка выделяет герметичный отсек непотопляемости; вторая переборка с за-пираемой дверцей - багажник для походного снаряжения.
Учитывая отзывы потребителей, а также результаты выступлений на традиционных со-ревнованиях на призы "КиЯ", конструкторы КАПО взялись за дело, и в 1989 г. привезли на наши соревнования Казанку-5М4, внешне практически ничем не отличавшуюся от прежней модели.
Изменения мог заметить лишь опытный глаз - на смену "туполевским" обводам пришли выпукло-килеватые с увеличенным объемом носовой части и более плавной линией ску-лы. Килеватость на транце возросла до 8.5°.
Модернизация заметно сказалась на ходовых качествах лодки - скорость под Вихрем -тридцаткой поднялась с 34 до 40 км/ч. На упомянутых гонках в Елгаве заводчане завоева-ли главный приз "Золотой винт", показав наивысший результат в 100-километровой мар-шрутной гонке.