Как выбрать лодочный мотор
Во-первых, чтобы лодка достигла определенной скорости, мотор должен развивать мощность не ниже какого-то определенного предела, зависящего от типа обводов и нагрузки судна.
Для тяжелых водоизмещающих лодок, которые обычно ходят со скоростью 9-18 км/ч, достаточна мощность в 1,5-3 л. с. на тонну водоизмещения (правда, при условии, что винт подобран для данной скорости - об этом см. стр. 230).
На водоизмещающей лодке длиной 4-5 м практически достаточно 5-сильного «Прибоя», отличающегося экономичностью, бесшумной работой. На такую лодку длиной 5-7 м лучше поставить уже «Ветерок-8» или «Москву», чтобы иметь запас мощности на случай волнения и сильного ветра, когда высокобортный корпус становится плохо управляемым.
Если речь идет о быстроходной глиссирующей лодке с остроскулыми обводами, вес ее - нагрузка - приобретает гораздо большее значение (об этом говорилось в I разделе) и его нужно подсчитать поточнее. Просуммируйте вес корпуса лодки с оборудованием и снабжением, вес экипажа (из расчета 75 кгс на человека), вес подвесного мотора (его можно принять для начала равным 40 кгс) и вес запаса горючего (стандартный бачок с топливом весит 20 кгс). Разделив теперь сумму на 25, вы получите значение минимальной мощности, необходимой, чтобы вывести судно на глиссирование.
Второе, что нужно иметь в виду, это безопасность плавания. При чрезмерной мощности мотора легкая лодка может опрокинуться на крутом повороте или при внезапном обрыве штуртроса. Максимальная допустимая мощность мотора обычно указывается в паспорте лодки или, если корпус самодельный, определяется, как указано далее - на стр. 169.
Наконец, большая мощность - это и большой расход топлива, причем, несмотря на выигрыш в скорости, расстояние, которое пройдет лодка на одном баке при более мощном моторе, всегда будет меньше.
Не забывайте и о весе самого мотора: одно дело прихватить из дома 19-килограммовый «Прибой», другое - «Вихрь» или даже «Нептун».
До того как наша промышленность освоила выпуск 20-25-сильных моторов, многие любители ставили на своих лодках по два 10-сильных. Сейчас такие комбинации встречаются реже, а между тем смысл в них имеется. Судите сами: две «Москвы» или два «Ветерка-12» имеют мощность не меньше, чем у «Вихря», стоят примерно столько же, весят вместе немного больше. Зато каждый мотор в отдельности (а для обслуживания именно это имеет значение) весит гораздо меньше. По расходу топлива проигрыш получается незначительный, да и то лишь в том случае, если в спаренной установке постоянно работают оба мотора, а ведь есть возможность использовать их и поодиночке. Последнее особенно целесообразно в дальнем походе, так как при неисправности одного мотора всегда будет гарантирована возможность добраться, по крайней мере, до ближайшего населенного пункта на другом.
Запасной мотор на лодке в дальнем плавании необходим. Если есть возможность, возьмите с собой любой маломощный мотор (подойдет и «Прибой», и «Салют»).