Как расконсервировать новый мотор
Прежде чем заводить привезенный из магазина мотор, необходимо проделать следующее. Выверните свечи, промойте их ацетоном и просушите. Положите мотор горизонтально карбюратором вверх, а свечными отверстиями вниз. Откройте дроссельную заслонку и наливайте бензин в диффузор карбюратора, вращая одновременно маховик (высоковольтные провода надо при этом замкнуть на массу). Такая промывка позволит удалить заводскую смазку, а также случайно оказавшиеся в цилиндрах грязь, стружки. Затем нужно смазать цилиндры и кривошипно-шатунный механизм рабочей смесью топлива. Следует промыть бензином и карбюратор; для этого нужно трижды наполнить поплавковую камеру.
Обкаточную горючую смесь готовьте строго по инструкции, т. е. смешивая масло с бензином в пропорции 1 : 10. Бачок, также предварительно промытый бензином, следует заполнять смесью через фильтр (им может послужить, например, капроновый чулок).
Как расконсервировать мотор, бывший в эксплуатации.
Вскройте корпус редуктора, осмотрите шестерни и реверсивный механизм. Удалите воду, которая могла попасть в корпус через неплотные сальники. Удалите смазку, промойте корпус редуктора бензином, осмотрите подшипники и, если они заржавели, замените их.
Нужно смазать водяную помпу и резиновую крыльчатку, которая за время хранения могла потерять эластичность. Переверните для.этого мотор вниз маховиком и залейте в водозаборник немного машинного масла или автола. (Кстати, эту операцию следует проделать и при консервации мотора на зиму.)
Для удаления ржавчины следует применять ружейное масло, которое наносят на пораженные коррозией места и через 2-4 ч смывают бензином,
Как опробовать подвесной мотор.
Прежде чем вешать мотор на транец лодки, хочется понаблюдать за его работой в более спокойной обстановке. Так как заводить мотор «всухую» нельзя, рекомендуем поступить следующим образом. Прибейте к краю бона или плота брусок высотой примерно 200 мм. Подвесьте за него, как за транец, мотор. Гребной винт и кавитационная плита при этом должны погрузиться в воду. Теперь заводите мотор без опаски. Можно включить передний и задний ход (кстати, проверьте, не откидывается ли в этом случае мотор, хорошо ли держит защелка).
Если опробовать мотор приходится зимой или вдали от воды, можно воспользоваться бочкой, навесив на ее край мотор и заполнив ее водой так, чтобы кавитационная плита погрузилась в воду на 50-100 мм. Задний ход в этом случае лучше не включать, чтобы не повредить гребной винт.
На рис. 161 показано простое приспособление для подачи воды в систему охлаждения мотора «Ветерок», которое позволяет заводить мотор «всухую», прямо на стойке.
Оно состоит из штуцера / с резиновой трубкой 2, присоединенного к приемной трубке водяного охлаждения 4 винтом 3, крепящим защитную сетку. Из бачка, установленного выше уровня водяной помпы (на 300- 400 мм выше кавитационной плиты 5), вода по трубке 2 поступает в систему водяного охлаждения. Мотор запускается, конечно, без винта. При соответствующем сечении трубки (диаметр 6-8 мм для «Ветерка») обеспечивается совершенно нормальный тепловой режим работы двигателя.
Полный газ при обкатке.
Не думайте, что обкатка заключается в эксплуатации мотора только на малых и, в крайнем случае, средних оборотах. Следует давать ему и скоростные, и силовые нагрузки, но обкатку под нагрузкой нужно начинать лишь после того, как мотор не менее часа проработал на средних оборотах, и производить ее в режиме переменных оборотов (например, с 5-минутными интервалами на 15 сек включать полные обороты). Не забудьте: топливная смесь при обкатке составляется с удвоенным против обычного количеством масла (пропорция 1 : 10).
Двигатель может зимовать на катере.
Именно зимой, когда двигатель довольно долго пребывает в полном покое, возможны коррозия некоторых его частей, разрыв различных полостей при «размораживании», отсыревание проводки и др. Лучше всего, конечно, снять двигатель с судна и поставить на консервацию в помещение с постоянной положительной температурой. Но, с другой стороны, всякая разборка сопровождается нарушениями пригонки приработанных деталей. Недаром же многие механики утверждают, что если по истечении гарантийного срока двигатель работает хорошо, то не следует спешить с профилактическим ремонтом.
Если принять необходимые меры, двигатель безопасно может зимовать и на судне. Подняв катер из воды и установив его на кильблоки, откройте приемный кингстон системы охлаждения. Спустите воду из двигателя, холодильника и всех других систем. Разъедините трубопровод и шланги, соединяющие агрегаты с насосом водяного охлаждения, и отогните их так, чтобы разъем оказался в самой низшей точке: это необходимо для стока остатков воды и возможного конденсата.
Если в системе охлаждения имеется участок, из которого невозможен свободный сток воды (например, колено трубопровода), то в его самой низшей точке нужно вмонтировать спускную трубку с прокладкой из паронита, клингерита или свинца.
Удалите всю воду из корпуса катера, затем насухо протрите тряпкой все стены моторного отсека, включая потолок. Откройте помещение моторного отсека и запустите двигатель на полные обороты. Пусть он работает две-три минуты, пока не пойдет пар из зарубашечных пространств, после чего перекройте горючее. Пусть двигатель выработает горючее из карбюратора и самостоятельно остановится.
Дождитесь, когда двигатель остынет до состояния «теплый», протрите его сухой тряпкой, укройте чехлом, а затем еще раз протрите конденсат с бортов и подволока, чтобы помещение и двигатель были совершенно сухими. Если этого не сделать, в"моторном отсеке во время морозов появится иней, который способствует коррозии.
Закройте кингстон, поставьте деревянную пробку (заглушку) в выхлопную трубу, а также в отвод водяной системы, если таковой имеется. Это исключит доступ влаги в двигатель в ненастную погоду. Плотно закройте помещение моторного отсека, а входной люк или палубу накройте чехлом. Выполнив все эти требования, вы сможете весной без особого труда «оживить» двигатель.
Не забудьте ослабить дейдвудный сальник, снять гребной винт и защитить конус под винт на валу от коррозии и повреждений.
Аккумуляторные батареи надо хранить в сухом отапливаемом помещении при положительной температуре, щелочные - разряженными, а кислотные, наоборот, полностью заряженными (иначе они сульфатируются).