Глиссирующая или водоизмещающая?
Все малые суда можно разделить на водоизмещающие и глиссирующие.
Водоизмещающие лодки поддерживаются на плаву всегда - (как на стоянке, так и на ходу) только архимедовой «силой поддержания». Напомним, что по величине эта сила равна весу воды, вытесняемой корпусом судна.
Глиссирующее (скользящее) судно в неподвижном состоянии плавает на воде, ничем не отличаясь от водоизмещающего. Но при повышении скорости главную роль в поддержании судна на воде начинают играть уже иные - динамические подъемные силы, возникающие на плоских участках днища. Судно начинает глиссировать при условии, что его плоское днище на ходу располагается под небольшим (обычно 3-6°) углом - углом атаки - к поверхности воды, а скорость достигла определенного минимума.
Нижний предел скорости для выхода на режим глиссирования зависит от полного веса судна (с оборудованием, мотором и пассажирами). Можно оценить его по формуле
v=34х(корень 6 степени из D) км.ч
где D - вес судна, тс. Например, при D=500кгс=0,50тс
v=34х(корень шестой степени из 0,50)=34*0,9=30,6 км.ч
Естественно, мощность двигателя должна быть достаточной для достижения этой скорости. Для грубой оценки можно считать, что лодка выйдет на глиссирование только при том условии, что на каждую лошадиную силу имеющейся мощности приходится не более 25 кгс полного веса лодки.
С 20-сильным подвесным мотором большинство глиссирующих лодок при малой нагрузке развивает скорость до 40 км/ч. Это особенно важно для горожан, которые выходят на прогулки после рабочего дня и в конце недели: за какие-нибудь два часа можно добраться до дачных мест на отдых или рыбалку и так же быстро вернуться домой. Однако те же лодки с тем же мотором, но с четырьмя пассажирами, т. е. с большой нагрузкой, будут развивать уже значительно более низкую скорость 20-32 км/ч, расходуя на каждый пройденный километр 0,5 л бензина (40-50 л на 100 км). Зная такую «чувствительность» глиссирующей лодки к нагрузке, приходится при выходе в плавание следить за весом принимаемого на борт снаряжения и припасов, ограничиваясь лишь самым необходимым. (При этом надо прикинуть практически достижимую с данной нагрузкой скорость и подумать о том, где и когда можно будет пополнить запас топлива).
Другой существенный недостаток глиссирующих лодок - низкая мореходность: их плоскодонные корпуса (рис. 1) сильно ударяются даже о небольшую волну, кокпит забрызгивается. Нередко бывает так, что «проскочив» водохранилище в субботу, в воскресенье водитель и пассажиры вынуждены возвращаться домой сухопутным транспортом. А в дальних походах иногда приходится по нескольку дней «ждать у моря погоды». (Правда, существуют и достаточно мореходные типы глиссирующих судов. Корпуса их, как правило, имеют более сложную форму и в частности - увеличенную килеватость днища. Но для вывода на глиссирование судов с такими обводами требуется значительно большая мощность двигателя, чем Для классической плоскодонки).
Водоизмещающие лодки (рис. 2) в принципе более мореходны и комфортабельны, но зато скорость их вдвое, а то и втрое ниже. Для них существует предел скорости, превышать который не имеет смысла, так как это потребует многократного повышения мощности двигателя. Обычно скорость водоизмещающего судна длиной 6-8 м при мощности двигателя 5-15л. с. составляет 14-18 км/ч, причем с увеличением нагрузки скорость практически не уменьшается. Это и дает возможность как следует оборудовать катер для туризма и меньше ограничивать себя, принимая запасы и снаряжение. Для катеров этого типа справедливо старое правило - «длина бежит». Чем длиннее катер (при том же водоизмещении и той же мощности), тем большую скорость он может развить. Наконец, при установке экономичного четырехтактного стационарного двигателя расход топлива на 100 км пути будет не больше 20 л.
Все эти черты делают водоизмещающее судно незаменимым при выходе на большую воду и для дальних походов, когда особенно важны большая грузоподъемность и экономичность. Однако, покупая большой тяжелый катер, взвесьте свои возможности. Весной на ремонт такого судна уходит немало времени, а так как катер стоит на воде постоянно, он приносит много забот и в течение всей навигации. Ясно, что уход за глиссирующей мотолодкой, вес которой не превышает 200 кгс, как правило, значительно проще; и весенний ремонт и подъем ее на берег не составляют проблемы.